Станция Сибирская: как проходят первые месяцы работы Богучанской ГЭС, Аргументы и Факты (АиФ.ru)
13 декабря 2012«Гудят сирены двухконсольных кранов над Ангарой, и днём, и ночью спор с рекой упрямой похож на бой», – эти строки из песни Александры Пахмутовой многие десятилетия будут петь артисты советской эстрады.
В октябре 1974 года за туманом и запахом тайги в Красноярский край прибыл первый строительный десант «БратскГЭСстрой», на счету которого уже были большие стройки Братской и Усть-Илимской ГЭС, тепловые электростанции в Бурятии и Якутии. Начались подготовительные работы масштабного строительства новой, четвёртой ангарской гидроэлектростанции – Богучанской ГЭС. Пуск первых агрегатов пятой по мощности станции в России был намечен на 1988 год, а завершить строительство планировалось к 1992 году.
Из-за недостатка финансирования, а впоследствии – из-за распада СССР стройку на разных этапах несколько раз «замораживали». И лишь в новом веке, спустя почти два десятилетия заморозки стройка ожила и довольно бодрыми темпами двинулась к благополучному вводу в строй.
Сегодня история станции – это, прежде всего, история судеб сотен людей, которые возводили в таёжной глуши гигантский и технически сложный промышленный объект. Кто-то сдался и уехал, кто-то прожил рядом с ГЭС всю жизнь в надежде увидеть, как зажгутся её огни.
Корреспондент АиФ.ru преодолел расстояние в 5419 км, чтобы попасть в город гидростроителей Кодинск и услышать истории его жителей. К 22 декабря – Дню энергетика – мы специально подготовили несколько историй, рассказанных очевидцами стройки века.
Пятая строчка в рейтинге
Первые три гидроагрегата одной из крупнейших гидроэлектростанций России – Богучанской ГЭС – прошли испытания и введены в постоянную промышленную эксплуатацию. Четвёртая по счёту ангарская станция мощностью 3000 мегаватт, электроэнергию которой страна ждала несколько десятков лет, стала поставлять её на оптовый рынок. Через год, по оценкам инженеров, на Богучанской ГЭС будут пущены ещё шесть гидроагрегатов, после чего она выйдет на полную проектную мощность. «Тогда станция займёт пятую строчку в рейтинге самых крупных станций страны», – с гордостью отмечают инженеры.
По словам руководителя департамента по монтажу оборудования Игоря Волкова, четвёртый агрегат в части гидросилового и основного гидротехнического оборудования полностью готов. К концу декабря инженеры планируют закончить его испытания и включить агрегат в сеть. Кроме этого, закончен монтаж основного, вспомогательного и гидросилового оборудования на пятом агрегате. «Задача по пятому агрегату в этом году – поставить его на холостой ход, то есть без выдачи мощности в сеть, но тем не менее пробно мы его крутанём, посмотрим состояние и вибрационные характеристики, – пояснил он. – В конце января – начале февраля планируем завершение монтажа, испытания и включение пятого агрегата в сеть».
Сибирская сварщица
Главный сварщик Богучанской ГЭС Альфия Кубликова приехала на станцию в 1977 году, потому что «хотела что-то построить». Как и многие другие, она увидела по телевизору сюжет о Всесоюзной ударной стройке на Ангаре и захотела поехать в тайгу.
«Когда мы сюда приехали, здесь даже бани не было. Мы её своими руками в тайге строили. Все были студентами – живые, энергичные, сплочённые. Первые полтора месяца жили в палаточном городке. В субботу, воскресенье на тракторе ездили за водой, баню топили. Время было: на лыжах ходили, в посёлок на танцы, костры жгли, пели песни. Потом даже клуб сами построили.
Три агрегата введены в опытную эксплуатацию ещё 15 октября, шесть будут запушены в 2013 году. По словам заместителя главного инженера Богучанской ГЭС Ростома Самхарадзе, работники станции в течение нескольких месяцев тщательно проверяли каждый узел.
«Испытания первых трёх агрегатов, системы автоматики и релейной защиты прошли очень хорошо: они показали свою работоспособность, – объясняет Самхарадзе. – Пока мы ограничены схемой выдачи мощности: у нас подключена линия на 220 МВ, а вот линия на 500 МВ пока не в работе. Но когда будет включена, тогда будем питать Богучанский район, подавать энергию в Тайшет».
Молодой энергетик
Ведущему инженеру группы автоматизации технического обслуживания лаборатории ГТС Илье Кирееву – 26 лет. Впервые он попал на станцию в 2006 году, когда учился на третьем курсе Саяно-Шушенского филиала СФУ. Тогда он решил для себя, что после окончания института свяжет свою судьбу именно с Богучанской ГЭС.
«Я приехал на Богучанскую ГЭС и увидел её изнутри. Сколько лет это всё стояло, сколько людей здесь оставили свои силы и время. Некоторые по 40 лет отработали. Я проникся этим долгостроем, захотел увидеть его «окончание», а потом помочь правильно эксплуатировать.
Я занимаюсь мониторингом состояния сооружения Богучанской ГЭС в части автоматизации всей контрольно-измерительной аппаратуры: фильтрационной, геодезической, телеметрической, гидрологической и т. д. Задача моей группы – сделать эти наблюдения более автоматизированными, чтобы задействовать как можно меньше человеческого фактора в наблюдениях».
В сильные морозы и работники ГЭС, и сама станция не перестают работать. «Перекуры и «ритмичные прогревы» чаще, – смеётся старший механик станции Игорь Блинов. – Это уже давно придумано, не одна стройка происходит таким образом. Краны у нас обеспечены электрическими вентиляторами, электротенами, которые служат для обогрева машинистов кранов. Для подкрановых рабочих существует регламент, по которому они работают в морозы».
Станция работает в строгом температурном режиме. Согласно паспортным характеристикам, в -39 оборудование работает, а в -40 уже «стоит».
«Если температура «перевалила» за 40 – краны стоят. Но как только «на градуснике» -39, начинается так называемый «отстой». Три часа кран отстоял, а уже после начинает работать с разогревом механизмов вхолостую. Механик проверяет: если результаты осмотра положительные, кран пускают в работу».
Фото Кристины Фарберовой
Строительная коммуна
Сейчас стройка идёт быстрыми темпами, мы уже пустили три агрегата, на очереди ещё шесть. Работать очень интересно, не меньше, чем в 80-е и в 90-е. За романтикой люди, конечно, уже не едут – их больше интересует материальная сторона».
Фото Кристины Фарберовой