Начались испытания первого гидроагрегата Богучанской ГЭС
26 сентября 2012На Богучанской ГЭС стартовала программа испытаний систем и оборудования гидроагрегата под станционным номером 2 (ГА№2), начавшаяся с кратковременной постановки агрегата на холостой ход. Кратковременный пуск первого из агрегатов без выработки электроэнергии стал важнейшим этапом в строительстве станции и войдет в ее историю наравне с укладкой первого кубометра бетона в 1982 году и перекрытием Ангары в 1987 году. Испытания проводились эксплуатационными подразделениями ОАО «Богучанская ГЭС» под руководством главного инженера станции в присутствии руководства ЗАО «Организатор строительства Богучанской ГЭС», представителей подрядных организаций и шеф-инженеров предприятий, изготовивших оборудование для Богучанской ГЭС.
Холостой ход - один из нормальных режимов гидроагрегата, подразумевающий работу при отключенной нагрузке (без выработки электроэнергии). Холостой ход агрегата является неотъемлемым условием комплексного опробования гидроагрегата после завершения монтажа, ремонта, реконструкции, и предназначен для проверки и оценки состояния механических и электрических частей гидроагрегата, а также систем регулирования.
Испытания показали, что все системы и узлы агрегата работают в штатном режиме, вибрация не превышает допустимые нормы. Контроль уровня вибраций производился не только по приборам, но и традиционным для гидроэнергетиков способом: на крышку аппарата была установлена на ребро монета, которая благополучно простояла на своем месте все время испытаний. Полная программа индивидуальных испытаний каждого агрегата состоит из 19 пунктов, завершающим из которых станет включение агрегата в сеть под нагрузку на 72 часа подряд. По результатам комплексных испытаний гидроагрегата будет принято решение о его готовности к вводу в эксплуатацию. Пуск первого гидроагрегата Богучанской ГЭС состоится при наборе водохранилища до отметки 185 м, в настоящее время уровень воды составляет 178 м.
Перед началом испытаний водовод агрегата №2 был заполнен водой, давление которой было уравнено с давлением со стороны верхнего бьефа на аварийно-ремонтную задвижку агрегата. После тестирования всех систем агрегата и подъема задвижки со стороны нижнего бьефа лопатки направляющего аппарата были повернуты в такое положение, что рабочее колесо агрегата начало вращаться со скоростью, составляющей 15% от нормативного значения 90,91 оборота в минуту. После того, как стало понятно, что все параметры агрегата соответствуют норме, лопатки направляющего аппарата были переведены в положение, позволившее разогнать агрегат до 25, затем до 50, 75 и на завершающем этапе – 100% нормы. Поскольку гидроагрегат не был включен в сеть, в нем отсутствовало торможение из-за магнитного поля статора и разгон до нормативной скорости был выполнен при пропуске через водовод всего 114 м3воды в cекунду. После пуска и включения агрегата в сеть для работы на такой же скорости потребуется 498 м3/c при отметке верхнего бьефа 185 м .
В настоящее время к проведению испытаний готовы также агрегаты №1 и 3; на агрегатах №4 и 5 ведется сборка вспомогательного оборудования; на агрегате №6 – сборка основного оборудования, в том числе завершаются монтажные работы на статоре. На агрегате №7 идет сборка статора, ротор агрегата монтируют на монтажной площадке. На агрегате №8, где всего неделю назад было смонтировано рабочее колесо, идет подготовка к монтажу крышки направляющего аппарата.